Метод терапии, лучше всего повышающий мотивацию говорить у детей с аутизмом


18 августа 2019

Согласно данным нового исследования, метод терапии «обучение опорным навыкам» или PRT лучше, чем другие виды терапии, мотивирует детей с аутизмом и задержкой речи говорить

Автор: Эрин Диджитэйл / Erin Digitale
Источник: ScienceDaily
 

 

 

Обучение опорным навыкам («обучение основным реакциям», PRT) с привлечением родителей лучше, чем другие существующие методы терапии, мотивирует детей с аутизмом и значительной задержкой речи говорить. Об этом говорится в недавно опубликованных результатах исследования, проведенного учеными из Медицинской школы Стэндфордского университета, США.

Дети с аутизмом обладают пониженной социальной мотивацией по сравнению с детьми с типичным развитием. Инстинктивные попытки родителей таких детей вовлечь их в общение и побудить говорить часто оказываются безуспешными, объясняет доктор Грейс Женгу, профессор психиатрии и поведенческих наук и главный автор исследования. Подход PRT помогает родителям овладеть техниками, чтобы «достучаться» до своих детей.

«Мы обучаем родителей тому, как создавать ситуации, которые мотивируют их ребенка вступать в коммуникацию, – рассказывает Женгу. – Результаты нашего исследования очень воодушевляют, так как мы обнаружили, что у детей в группе, в которой применялся метод PRT, не просто улучшались коммуникативные навыки – их социальные способности в целом значительно расширились».

Хейди Пим из города Пало-Альто, Калифорния, принимала участие в исследовании вместе со своим сыном, Джеймсом. В младшем дошкольном возрасте у Джемса диагностировали аутизм и задержку речевого развития.

«Я очень беспокоилась и боялась, так как не знала, заговорит ли он вообще когда-нибудь», – говорит Пим. Исследование началось, когда Джеймсу было 3 года, и Пим была поражена тем, до какой степени изменился ее сын.
«Я так благодарна, потому что теперь он говорит так много слов и целых фраз, – говорит она. – Он может говорить очень четко и хорошо общается с другими. Он даже подходит к другим людям сам и задает им вопросы».

Результаты исследования были опубликованы онлайн 5 августа в журнале «Pediatrics». Исследование продолжалось шесть месяцев. В нем принимали участие 48 детей в возрасте от 2 до 5 лет, у которых был диагностирован аутизм со значительной задержкой речевого развития. Половина детей получала терапию с помощью PRT, которую предоставляли как профессиональные терапевты, так и их родители, проходившие специальное обучение. С остальными детьми использовались другие виды терапии, которые они получали до начала исследования – это были другие методы на основе прикладного анализа поведения и стандартные логопедические занятия.

В течение 12 недель исследования дети в группе PRT получали 10 часов обучения опорным навыкам в неделю от квалифицированного терапевта. Кроме того, один час в неделю их родителей обучали тому, как использовать техники данной терапии во время повседневного взаимодействия с ребенком.

В течение следующих 12 недель исследования дети в группе PRT получали 5 часов занятий с терапевтом в неделю, а их родители участвовали в обучающих занятиях один раз в месяц.

В рамках PRT терапевт или родители обращают внимание на интересы ребенка и используют их для того, чтобы побудить его говорить. Например, когда Джеймс хотел игрушечную машинку, Пим, его мама, брала машинку в руки и подсказывала ему сказать «машинка». Он получал машинку за любую попытку сказать слово.

Поначалу Джеймс научился говорить первые отдельные слова. Затем он перешел к фразам, например, «зеленая машинка» и «на старт, внимание, марш». Пим также использовала PRT, чтобы научить Джеймса выражать свои потребности, например, говорить «бутылка», когда он хотел пить.

«Раньше он ничего не просил словами, даже не показывал пальцем на то, что он хотел, – говорит Пим. – Терапия PRT значительно улучшила его словарный запас и помогла ему взаимодействовать с другими. И мы начали понимать, что он хочет и в чем нуждается».

Постепенно в ходе исследования Пим заметила, что Джеймс все реже выходит из себя и раздражается. «Раньше он не знал, как выразить свои чувства, – говорит она. – Когда я уходила на целый день и возвращалась, он не мог сказать: «Мамочка, я скучал», так что он начинал меня бить и плакать. Теперь такое случается реже».

Сейчас Джеймсу 8 лет, он посещает общеобразовательный класс школы и очень любит играть со своей сестрой-близняшкой, Джессикой. Пим до сих пор использует техники PRT, чтобы помочь Джеймсу поддерживать разговор на свои любимые темы, например, про лифты.

В конце исследования дети из группы PRT говорили больше, чем дети из контрольной группы, они также использовали повседневные слова, которые понимали посторонние люди – это важный признак прогресса, так как в начале исследования у многих детей была непонятная артикуляция. У детей в группе PRT также было больше улучшений в социальной коммуникации в целом – это очень важный показатель для долгосрочного прогноза, отмечают исследователи.

Они также обнаружили, что наибольшую пользу от терапии PRT получили дети с самым низким уровнем развития. Это необычно, так как многие виды терапии аутизма наиболее эффективны для более высокофункциональных детей.

«Родителям детей с более низкой функциональностью тяжело слышать, что терапия лучше помогает более высокофункциональным детям, потому что у более у высокофункциональных детей уже и так меньше проблем», – говорит Женгу.

Результаты исследования также предполагают, что родители могут сыграть ключевую роль в терапии для детей, которые в наибольшей степени нуждаются в помощи. Женгу добавляет: «Это очень обнадеживает».

Исследователи из Стэндфордского университета считают, что результаты исследования многообещающие, но их необходимо повторить на более крупной выборке. Сейчас они набирают группу детей с аутизмом для нового исследования, цель которого – понять, какие изменения происходят в мозгу детей, получающих терапию PRT.


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!